33d7d95f

Изобретательный заемщик наказал банк его же оружием

Тинькофф Житель Воронежа внес изменения в кредитный договор мелким шрифтом и заработал 24 миллиона рублей.

Отставной милиционер из Воронежа получил по почте от банка «Тинькофф» предложение оформить кредитную карту. Дело быть пять лет назад. Прежде 42-летнему Дмитрию Агаркову уже доводилось обжигаться на кредитах. 
— Я тогда спросил в банке: почему с меня берут такие большие деньги, кроме процента по основному долгу? — рассказывает Дмитрий. — Сотрудники указали мне на договор, где мелким шрифтом были прописаны дополнительные условия: «Вы же подписали? Вот и не возмущайтесь!»  
В этот раз Дмитрий хорошо изучил все юридические тонкости отношений кредиторов и заемщиков. По договору снять наличные с карты можно, только заплатив банку 2,9% да еще 390 рублей (100 грн.) за саму операцию. Был в договоре и пункт «за обслуживание счета». Всего-то 1%, но в месяц. То есть к официальным процентам — 12% годовых — прибавлялись еще 12.  
Дмитрий решил предложить банку свои условия. Например, по поводу процентов и лимита долга Дмитрий прописал ставку в 0%. Плату за снятие наличных вообще убрал. Причем отдельной строкой он указал, что клиент вправе не оплачивать комиссии и проценты за пользование кредитом.
И финальный аккорд — «Срок возврата средств клиентом не предусмотрен». Сказка, а не кредит!   Дмитрий перепечатал присланный договор и невозмутимо отослал отправителю — в шутку, поиздеваться. А дальше в компании проверили платежеспособность клиента и на договоре Агаркова поставили печать и активировали карту. Видимо, никто договор — а уж тем более условия, прописанные мелким шрифтом, — в банке перечитывать не стал.  
По факту Дмитрий пользовался кредитом совершенно бесплатно. Лимит на карте, правда, был мизерный — сначала 7 (1,7 тыс. грн.), а потом 19 тысяч рублей (4,8 тыс. грн.), клиент сам его устанавливает, а банк подтверждает увеличение лимита. Но согласно договору банк попадал на три миллиона за каждое изменение условий, а за расторжение договора — и вовсе на шесть.  
Два года Дмитрий пользовался картой, и банкиры захотели увидеть свои проценты. «Тинькофф» расторг договор и предъявил ему счет. За просрочку долга в 19 тысяч затребовали 45 000 рублей (11 тыс. грн.). Бизнесмен согласился вернуть то, что занимал, но платить проценты отказался.  
Воронежский мировой суд подтвердил, что договор имеет законную силу и претензии банкиров беспочвенны. Теперь уже Дмитрий заявил: «Вы же сами подписали!» И пошел дальше: если банк имел дерзость требовать того, что не прописано в измененном договоре, почему бы самому не взыскать с них причитаю­щиеся деньги?  
Банк изменил ряд условий — за каждое по три миллиона, плюс расторг договор — еще шесть. Итого — 24 миллиона (6 млн грн.). С такой претензией представители истца поехали в Москву, в представительство банка.   — Мы предложили пойти на мировую, — рассказал юрист Дмитрий Михалевич. — Но с нами не захотели разговаривать. Сейчас наш клиент решил взыскать с банка пока 900 тысяч (225 тыс. грн.). Но при его желании сумма вырастет.  
Комично, но факт: по словам юриста, представители «Тинькофф» первый раз внимательно прочитали условия договора мелким шрифтом уже в суде! Сейчас владелец банка грозит бывшему клиенту тюремным сроком за мошенничество.   — Мы очень хотим, чтобы банк заявил в полицию о мошенничестве, — говорят адвокаты Агаркова. — В течение десяти дней выяснят, был ли состав преступления, если нет — это наш козырь на судебных заседаниях.   
Изобретательный заемщик наказал банк его же оружием

ИТОГО   Страшный сон коммерсанта  Ведь это банкиры всегда пользовались тем, что клиенты толком договор не читали, перед тем как его подписать. Мелкий шрифт для юридически близорукой страны — лучший способ навязать все что угодно. Господин Тиньков уже негодует в своем Твиттере: «Боже, что за страна? Мошенники у вас герои». Ну извините, Олег Юрьевич, вы-то, финансисты, в обратной ситуации обычно говорите: мол, клиент сам виноват, что договор не дочитал.
А если банк мелкий шрифт не заметил, значит, клиент — мошенник? Двойные стандарты получаются…  
— Вряд ли эта история может стать прецедентом, — комментирует Алексей Волков, директор по продажам, маркетингу и развитию бизнеса Национального бюро кредитных историй.
— Случаи, когда клиенты оказываются проворнее банков, единичны. Клиенты не смогут диктовать свои условия по розничным кредитам. Главное условие этого продукта в том, что он стандартный для всех. Когда вы приходите в магазин, вы либо покупаете пакет молока, либо нет. Нельзя сказать продавцу: уберите из этого продукта 0,5% жирности, тогда я его возьму. Думаю, этот случай просто станет поводом для банков проверить систему контроля договоров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *