Астрономы нашли самую яркую в XXI веке новую звезду

звезды Астрономы обнаружили самую яркую за историю наблюдений в XXI столетии новую звезду

Об открытии сообщает «Лента.ру», ссылаясь на центральное бюро астрономических телеграмм.

Как стало известно, взрыв голубой звезды в созвездии Дельфина дал вспышку, которая на выходных 17 и 18 августа достигла величины, позволяющей видеть ее невооруженным глазом.

В ночь на 15 августа астроном-любитель Коити Итагаки обнаружил в созвездии Дельфина новую звезду, которой не было на любительских картах звездного неба. Блеск звезды составил 6,8m, а затем вырос до 4,3m, что уже позволяет увидеть вспышку невооруженным глазом из мест, благоприятных для астрономических наблюдений. В сельской местности, вдали от городской засветки, человек с нормальным зрением может видеть звезды 5,5 величины (чем меньше величина, тем более яркой кажется звезда, шкала логарифмическая).

Расстояние до новой пока определить не удалось. Сопоставление координат вспышки с подробными каталогами звезд позволило установить то, что вспышка произошла там, где располагалась звезда PNV J20233073+2046041. Этот объект относится к категории голубых сверхгигантов, поэтому астрофизики считают, что вспышка произошла по типичному для новых звезд механизму. Вокруг PNV J20233073+2046041 обращается белый карлик, который перетягивает на себя часть плазмы с голубого гиганта и за счет этого медленно наращивает собственную оболочку до тех пор, пока ее давление не достигнет критической величины. Как только давление и температура на поверхности белого карлика становятся достаточными для протекания термоядерных реакций, происходит взрыв.

Отметим, новые звезды отличаются от сверхновых меньшей яркостью, а также тем, что связанный с перетеканием вещества на белый карлик механизм допускает многократные вспышки. При вспышках сверхновых речь идет о необратимом разрушении звезд по одному из нескольких сценариев, причем в некоторых из них вспышку могут породить не активные звезды, а белые карлики при слиянии друг с другом.