Предложен новый метод визуализации отпечатков пальцев

отпечатки За последние десятилетия техника визуализации пальцевых следов на месте преступления не претерпела больших изменений.

Теперь ученые предложили более эффективный метод.

Отпечатки пальцев на месте преступления интересуют экспертов-криминалистов не только в детективных романах и фильмах, но и в жизни. Правда, лежащий в основе дактилоскопии тезис об уникальности и неповторимости папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека до сих пор научного обоснования не получил, да и сама степень достоверности метода идентификации человека по отпечаткам его пальцев, хоть на практике и принятая за стопроцентную, никогда строго научно не оценивалась.

Впрочем, в литературе можно встретить утверждение, что вероятность существования двух человек с идентичными папиллярными рисунками на пальцах рук составляет 1:64.000.000.000, но происхождение этой цифры неизвестно, а ее достоверность сомнительна.

От картотеки — к компьютерным базам данных

Однако как бы то ни было, дактилоскопия прочно вошла в практику работы криминалистов практически всех странах мира более ста лет назад и сегодня применяется чрезвычайно широко. Подлинную революцию в технологии архивирования и учета дактилоскопической информации произвела компьютеризация: на смену аналоговым картотекам пришли цифровые базы данных с автоматизированной системой поиска, что заметно ускорило и упростило работу.

Однако технология визуализации отпечатков пальцев на месте преступления на протяжении многих десятилетий почти никаких изменений не претерпела. Физик Роберт Баркер (Robert Barker), научный сотрудник Института Лауэ-Ланжевена в Гренобле, поясняет: «Когда палец соприкасается с твердой поверхностью, он оставляет на ней потожировые следы. Чтобы эти следы проявить и зафиксировать, криминалисты наносят на них специальные цветные порошки, частицы которых механически удерживаются липким потожировым веществом или вступают с ним в химическую реакцию. В результате отпечатки становятся видимыми и могут быть сфотографированы, скопированы на дактилопленку и так далее».

Вместо гребешков — бороздки

Проблема лишь в том, что при такой технологии отпечаток пальца должен быть почти полным, чтобы суд признал его уликой или доказательством. Однако на практике это бывает редко, а потому всего десять процентов выявленных и зафиксированных криминалистами отпечатков пальцев обладают качеством, достаточным для признания судом. «Свежие отпечатки пальцев, оставленные на месте только что совершенного преступления, выявить относительно несложно, — отмечает Роберт Баркер. — А вот обнаружить старые отпечатки — скажем, на гильзе патрона, долго пролежавшей в воде, — гораздо труднее. Но разработанный нами новый метод и в таких случаях дает вполне приемлемые результаты».

Метод годится для выявления отпечатков на металлических поверхностях и базируется на том, что потожировое вещество, образующее пальцевой след, является диэлектриком, то есть не проводит электрический ток. На следонесущую поверхность подается слабое напряжение и одновременно наносится полипиррол — специальный цветной электроактивный полимер, который концентрируется на тех участках, где металл не имеет потожировой изоляции. «Если вы посмотрите на кончик своего пальца, то увидите на коже узор из едва заметных извилистых возвышений и углублений — так называемых гребешков и бороздок, — поясняет Роберт Баркер. — Следы на поверхности оставляют гребешки, и до сих пор именно их и фиксировали криминалисты. Мы же анализирует бороздки».

Электрохромный полимер с флуоресценцией

Потожировые следы гребешков образуют на металлической поверхности своего рода трафарет, препятствующий равномерному растеканию полимерной массы и заставляющий ее заполнять лишь участки, свободные от потожировой изоляции. Визуализация достигается за счет того, что полимер обладает электрохромным эффектом, то есть меняет цвет под действием электрического тока. В конечном счете, на поверхности формируется тончайшая полимерная пленка с цветным изображением пальцевого следа — как бы отпечаток-негатив. Чувствительность метода чрезвычайно высока: уже потожировой след толщиной всего в несколько миллионных долей миллиметра надежно предотвращает контакт цветного полимера с электропроводящей металлической поверхностью.

Кроме того, полимер содержит еще и частицы широко применяемого в криминалистике и биологии флуоресцентного пигмента, выдающего свое присутствие лишь при освещении ультрафиолетовой лампой. Хотя введение в электрохромный полимер нужного количества пигмента — задача непростая, разработчики метода справились с ней благодаря наличию в Институте Лауэ-Ланжевена самого мощного в мире исследовательского реактора. «Этот полимер можно представить себе как своего рода губку, — отмечает Роберт Баркер. — Используя наш источник нейтронов, мы смогли проследить за процессом насыщения полимера флуоресцентным пигментом и определить те параметры — температуру, концентрацию компонентов, продолжительность реакции и так далее, — которые обеспечивают оптимальное распределение частиц пигмента в этой полимерной губке».

Теперь слово — за полицией Лестера

Такое сочетание электрохромного и флуоресцентного эффектов делает новый метод выявления пальцевых следов еще более чувствительным, не говоря уже о том, что его можно комбинировать и с традиционными методами, поскольку отпечатки гребешков остаются невредимыми. «Мы сможем, по меньшей мере, удвоить эффективность дактилоскопии с помощью нашего метода, — говорит Роберт Баркер. — То есть впредь в суде будут находить признание уже не десять, а, как минимум, двадцать процентов выявленных экспертами отпечатков пальцев».

Жаль, конечно, что сфера применения метода ограничивается токопроводящими поверхностями, но и это немало: ведь чаще всего экспертам-криминалистам приходится иметь дело именно с металлическими предметами вроде ножей, кастетов, кусков арматуры, огнестрельного оружия, боеприпасов и так далее, особенно если речь идет о преступлениях, связанных с насилием.

Пока, правда, новый метод не вышел за порог исследовательской лаборатории, но этот шаг не за горами. В ближайшее время он пройдет испытания в Великобритании, в полицейском управлении города Лестера, благо группа ученых Лестерского университета во главе с профессором Робертом Хиллменом (Robert Hillmen) принимала самое активное участие в его разработке. И если метод докажет свою эффективность и надежность на практике, он наверняка быстро получит широкое распространение, тем более что ультрафиолетовые лампы и прочее необходимое для его применения оборудование уже сегодня имеется в любой криминалистической лаборатории.

Источник: Русская служба DW

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *