Обманы на СТО: как не остаться без машины
Как лучше подбирать станцию техобслуживания и что нужно знать при общении с механиком, чтобы не оказаться в дураках.
Автомобиль — это не только средство передвижения, но и дополнительный источник расходов. Помимо затрат на топливо, стоянку, зимнюю и летнюю резину, периодически возникает вопрос обслуживания и ремонта. У автомобилиста есть выбор: найти своего мастера и обслуживаться исключительно у него или же воспользоваться услугами фирменного сервиса. Но есть ли гарантия, что как в одном, так и в другом случае машинку качественно отремонтируют, а вы заплатите исключительно за выполненную работу? В этом мы и попытались разобраться. КЛИЕНТА РАСКРУТИЛ — ДЕНЬГИ ПОЛУЧИЛ Киевлянин Эдуард Серов купил автомобиль сразу после нового года, и в первые дни лета пришло время техосмотра. Страшные истории друзей о гаражных умельцах с постоянными кражами на СТО сыграли свое дело, и Эдик отправился на фирменный сервис. Подумал: хоть и дорого — зато качественно. На станции Эдуарду посоветовали оставить машину до утра. Мужчина согласился и забрал ее на следующий день. Заплатил за замену жидкостей, фильтра масла и фильтра салона 1700 грн., поблагодарил. Правда, уехал ненадолго. Спустя пару дней в машине полетело реле аварийной сигнализации, застучал амортизатор, а салон по-прежнему наполнялся неприятным запахом. Перед тем как снова отправиться на фирменный сервис, Эдуард заехал к товарищу в гараж. — Подняли машину на подъемник, начали смотреть, и выяснилось, что правый задний амортизатор кто-то заменил, у него была другая маркировка и год выпуска. Та же история и с реле. Родное вытащили, а на место впихнули более старое, с поздней модели, — рассказывает Эдуард. — К фильтру салона вообще никто не притрагивался, он весь был забит гнилой листвой. По словам Эдуарда, он снова отправился на станцию, но там заявили, что его обвинения смешны, мол, что вы, это фирменный сервис уважаемой марки! Амортизатор вы сами и заменили, а что касается фильтра салона, видимо, поездили где-то по лесу, вот и результат. К сожалению, называть станцию мы не имеем права, так как прямых доказательств их непорядочности у нас нет. Скажем лишь, что сервис очень известный и обслуживает одну из самых популярных марок в стране. Стоит открыть автомобильные форумы, как становится понятно, что в подобные ситуации попадают сотни водителей. — Основной заработок официального дилера даже не в продаже автомобилей, а в обслуживании. С первого дня покупки авто клиента начинают разводить на деньги, — считает автомеханик Владимир Шульга. — Вы приходите за машиной, а менеджер начинает втюхивать клиенту комплектующие, такие как коврики, чехлы, колпаки, аптечки, противотуманки — и все по ценам на порядок выше рыночных. Последнее время при покупке автомобиля в багажнике можно найти сумку с самым необходимым. Менеджер утверждает, это комплимент от салона, на самом деле вы за все уже заплатили. Причем втридорога. По словам Владимира, когда машина выезжает из салона, в игру вступают механики. Зарплату они получают не за то, что поддерживают ваш автомобиль в идеальном состоянии, а за то, что раскрутили клиента на максимальную сумму. Чтобы поберечь кошелек и машину, советуем соблюдать некоторые правила.
ИЩИТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ГОТОВЬТЕ СПИСОК РАБОТ Прежде чем отправляться на СТО, найдите отзывы о станции у других автолюбителей. Лучше всего искать совет у знакомых, можно порыться на форумах. Если ремонтники где-то напортачили, будьте уверены: заметки на эту тему в интернете уже есть. — Если ничего узнать о станции не удалось, перед посещением СТО соберите максимум информации о вашей поломке. Вы должны примерно знать, сколько это будет стоить, что у вас сломалось, какие детали действительно нужно менять, а какие можно оставить, — советует Владимир Шульга. — Для этого нужно заехать на простую диагностику, и желательно — на пару станций. Помните, если раньше механик получал зарплату от количества выработанных часов, то сейчас многие СТО отчисляют своему специалисту процент от выручки. Это значит, механику легче и выгоднее заменить вам полмашины, чем что-то чинить. Так и доход больше, и мороки меньше. Прибыв на станцию, не спешите тут же отдавать машину мастеру и выкладывать деньги. Составьте список неисправностей. Пусть мастер обоснует, зачем нужно менять ту или иную запчасть. Предложите ему вместо замены — ремонт. — В этом вопросе также необходимо мнение третьей стороны. Вам хотят что-то заменить — обратитесь к другому специалисту. Возможно, лучше провести реконструкцию той или иной детали, чем покупать новую. Например, у вас потела рейка. На фирменной СТО будут настаивать на полной замене. Это огромные деньги, а реставрация этой запчасти мало того что будет в 5 раз дешевле, но и функционировать фирменная отреставрированная деталь будет дольше, чем китайский, хоть и новый аналог. ДЕЛАЙТЕ УМНЫЙ ВИД В обиходе профессиональных механиков на СТО есть стандартные фразы, по которым работник станции без особых проблем определит: клиент — стандартный «чайник» или что-то понимает в автомобилях. Если клиент не знает, что в его машинке под капотом, такого персонажа грех не раскрутить на дополнительные деньги. — Никогда не говорите мастеру, что вы ничего не понимаете и полностью ему доверяете. Это настоящая находка для нечестного ремонтника! Не понимаете — закройте рот и слушайте, — дает совет механик Владимир Шульга. — Нередко бывают случаи, когда клиент приезжает, например, с проблемами по электронике. Неисправность устраняют, но вместе с тем советуют поменять и амортизаторы. Клиент соглашается, платит деньги. В итоге ему вытирают амортизаторы тряпочкой, моют… Клиент уезжает со станции, хорошенько раскошелившись, со старыми амортизаторами. НАВЕДАЙТЕСЬ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Многие автомобилисты советуют ни при каких обстоятельствах не бросать машину на станциях техобслуживания. Мол, и разобрать могут, и испортить, и даже разбить. Но бывают случаи, когда оставлять авто на СТО необходимо по той простой причине, что на ремонт порой уходит несколько дней или же машина не на ходу. Однако не следует о ней забывать. — Наведывайтесь на СТО без предупреждения, чтобы увидеть, какие действия выполняются и выполняются ли вообще, — говорит наш механик. — Никогда не звоните перед визитом. А перед тем как оставить машину, запишите показания спидометра и сообщите об этом мастеру. Запретите ему без вашего присутствия проводить обкатку. Забирайте машину с СТО лично, не доверяйте это супруге или другу. Если по поводу машины возникли какие-то вопросы — есть шанс, что приемщик скажет об этом хозяину. А вот кто-то другой может и не получить от него полного резюме. Если выхода другого нет, кроме как просить товарища, не сообщайте об этом менеджеру станции заранее. — Скажите об этом за 5 минут до того, как друг придет за машиной, — говорит Владимир Шульга. — Иначе в вашем авто могут вполне появиться изношенные амортизаторы, вытертые колодки, старые свечи, забитые фильтры. Если за ремонт авто платите не вы, а, скажем, предприятие, тоже не нужно заранее сообщать об этом. Дождитесь прейскуранта, а потом сообщите о способе оплаты. В противном случае стоимость за ремонт может вырасти на порядок. А напоследок, советует Владимир, необходимо требовать от станции документацию, подтверждающую выполненные работы, а также список и маркировку установленных запчастей.