Как охранник царя Николая укрепил украино-финские отношения

Зубань Побывав в Украине, предки Ивана Зубаня с Полтавщины собираются пропагандировать украинский туризм в Финляндии.

Началась эта история лет сто назад и похожа больше на киносценарий, чем на реальность. Троих самых сильных ребят из маленького села Захлюпанка Полтавской области отбирают на службу к царю Николаю II. Во время Кронштадтского мятежа (1921 год) богатыри очутились на стороне белогвардейцев и, чтобы спастись, бежали в Финляндию по замерзшему заливу.

Домой через десятки лет вернулись только двое, третий — Иван Зубань — прожил долгую жизнь в эмиграции, так и не ступив на родную землю. Только сейчас его внучатой племяннице Клавдии Бичик удалось разыскать финскую родню и устроить большую интернациональную встречу. 

За границей удержала девушка  
  — Эту историю я знаю со слов Федора Сирицы — друга деда Ивана, которому удалось вернуться на родину, — говорит Клавдия Бичик. — В Финляндии хлопцы сразу попали в тюрьму, а потом их распределили на работу к разным хозяевам.    Иван жил в семье священника и закрутил роман с его дочерью Хильдой. И когда через пару лет уже были готовы документы на возвращение домой, его возлюбленная была беременной. Иван очень рвался на родину, но и Хильду в таком положении бросить не мог.Сильный мужик, богатырь, расплакался, взял топор и изрубил на мелкие кусочки свои документы на выезд.   
Первая весточка от Зубаня пришла в Захлюпанку лишь в 1961 году на адрес сестры Лукии. Он коротко написал, что жив, здоров, обосновался в городе Вааса, воспитывает двоих сыновей.  
— Бабушка Лукия и обрадовалась, и огорчилась одновременно. Показала это письмо всем родственникам, но никто так и не решился ответить Ивану, — вздыхает Клавдия Владимировна.
— Наша семья подверглась репрессиям, вот и побоялись вести переписку с «предателем». А я еще ребенком тогда была, всего этого не понимала и без раздумий написала бабушкиному брату письмо.  
В 90 лет приехал в Москву   
Между уже пожилым мужчиной и девочкой завязалась живая переписка, которая продлилась почти 30 лет. Эмигрант знакомил украинскую родню с женой, сыновьями, внуками. Присылал семейные фотографии, открытки на праздники. А уже в весьма преклонном возрасте (90 лет) Зубань решился приехать в Москву как турист. В 1985-м он пытался попасть в Киев, но его не пустили без объяснения причин.  
— Дед Иван прислал телеграмму, сообщил, сколько дней пробудет в Москве и в какой гостинице остановился, так что мы смогли увидеться, — продолжает женщина.
– Он плакал, показывал свои трудовые мозоли и много расспрашивал про родные края. Даже не верил, что от мазанок и следа не осталось, а в кирпичных домах есть свет, вода и газ.  
Увы, увидеть все это старику не довелось: он умер в конце 1980-х, так и не дождавшись независимости Украины. После его смерти сошла на нет и переписка с родней. Хильда исполнила пожелание мужа и по мере возможности писала в Захлюпанку с помощью русских мигрантов — сама она русского так и не выучила. А когда не стало и ее, дети Ивана прислали письмо на финском, но в селе никто не смог перевести его.  
— Я чувствовала себя ответственной за разлуку с родными. Но найти самостоятельно троюродных братьев не могла. Каждое их письмо приходило с нового адреса, и я даже не догадывалась, в каком городе они живут. Выручило лишь то, что я все о них знаю, да и фамилия у нас одна — Зубань. Поэтому, как только я обратилась в программу «Жди меня», родные из Финляндии откликнулись, — улыбнулась Клавдия Владимировна.

Иван Зубань с женой Хильдой (слева), сыновьями, невесткой и внуком.   
Сын Захлюпанку не нашел, а внук — добрался   
Жив и здравствует младший сын Ивана Маркияновича — Эско Зубань. Он даже когда-то был в Украине по работе, посещал Киев, Полтаву. Видел описанное отцом поле Полтавской битвы. Но вот Захлюпанки на карте, видимо, не нашел, ведь ее к тому времени на Поповку переименовали.   
А на эфир программы в июле в Украину прилетел внук богатыря-эмигранта 50-летний Эссо Зубань (сын брата Эско), свободный и не обремененный семейной жизнью из финской родни. В Финляндии он проектирует корабли и пишет песни.   — Эссо юморной и позитивный, — всплескивает руками пенсионерка.
— Общались с ним на английском языке через внуков. Он много нового рассказал про деда. Оказывается, Иван Зубань и в Финляндии славился своей силой: на стройке поднимал булыжники, которые местные мужики с места сдвинуть не могли. Всю жизнь выписывал газеты на русском языке и узнавал новости от русских моряков в порту. Работал и сварщиком, и строителем, мог начальника разбудить среди ночи, когда ему в голову приходила какая-то рационализаторская идея.    
Иван тяжело трудился, но и для отдыха находил время. На одном из островов в Финляндии построил дачу, и каждые выходные на самодельном плоту возил свое семейство туда на прогулку. Его отдушиной на старости лет была кошка. Баловал ее рыбкой, купленной в порту, а мурка, как верный пес, везде сопровождала старика.    
Финн в свою очередь старался как можно больше узнать о родине предков. Посетил не только Киев, но и Захлюпанку, любовался природой…    — Он был поражен, когда в магазине ему уступали очередь и советовали, какой товар лучше взять. В Финляндии так вести себя с незнакомцами не принято, — рассказывают селяне.
— Конечно, побаловали Эссо и украинской кухней: вареники, борщ, шашлыки. Но особенно он был в восторге от наших помидоров, которые прямо с грядки ему подавали на стол.  
Финн на радостях снял ролик о своей поездке в Украину. Теперь это видео пользуется большой популярностью в Финляндии. А Эссо собирается и дальше пропагандировать туризм и создать сайт про Украину. Ведь финны о нашей стране мало знают. Украинские Зубани тоже собираются побывать в Финляндии, которая благодаря Ивану стала для них родной и близкой.

Экскурсию по Киеву для Эссо провела его родственница Татьяна. Фото: Оксана КОНОВАЛ.   
Откуда у села такое смешное название?   
Существует две версии. Первая: село находится на берегу реки Орчик, которая весной разливается и затапливает все вокруг. Но местным жителям больше нравится вторая. Якобы Захлюпанкой это место назвала сама царица Екатерина. По пути в Крым она решила остановиться в этих краях отдохнуть. Только вышла из кареты, как сразу угодила в лужу. «Это какая-то Захлюпанка!» — выкрикнула царица. А местный народ тут же подхватил словечко.  
И даже после переименования в Поповку люди до сих пор называют свое село на старый лад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *