Ученые понаблюдали за умиранием крыс

крыса Ученые обнаружили, что даже после остановки сердца крыс фактически мертвые животные подавали признаки сознательного восприятия.

Наблюдения, которые велись на примере крыс, показали, что в течение еще 30 секунд после остановки сердца приборы регистрировали электрические нервные импульсы: своеобразный всеобъемлющий и синхронный всплеск мозговой активности.

При этом, по некоторым параметрам показатели даже превосходили жизненные, во время бодрствования.

Таким образом, подчеркивают ученые, их наблюдения опровергают устоявшееся мнение, что мозговая активность прекращается с остановкой сердца. Наоборот, снижение уровня кислорода и глюкозы вызывает скачок мозговой активности, свойственной живому сознанию.

Предположительно, именно эта мозговая активность является источников необычных видений, о которых говорят люди, пережившие клиническую смерть. Обычно люди описывают их как «потусторонние» переживания, а врачи считают обычными галлюцинациями.

Самые типичные видения при клинической смерти — туннель по направлению к свету, образы умерших близких или ангелов, «вся жизнь перед глазами» или «вознесение» над собственным телом. После такого многие возвращаются к жизни с совершенно иным мироощущением или становятся чрезвычайно религиозными.

Впрочем, результаты исследования на крысах сложно экстраполировать на людей, так как никто из ученых не возьмется утверждать, что крысы вообще обладают сознанием как таковым. В таком случае, экспериментального подтверждения всплеска мозговой активности в момент смерти недостаточно, чтобы утверждать, что это связано с сознательными процессами, которые наблюдаются у людей.

Отметим, в минувшем месяце британские ученые опубликовали результаты исследования, в ходе которого они наблюдали предсмертную химическую реакцию в клетках круглого червя. Как выяснили исследователи под руководством Дэвида Гемса из Университетского колледжа Лондона, химическая реакция выглядит как волна флуоресцентного голубого излучения.