Мысль не поддержит инициативу о смягчении условия к банкам
Государственная дума не собирается сохранять инициативу Государственного платежного совета, который просит законодателей прибрать из законопроекта условие возвращать заказчику полную сумму средств, выписанную с карты заказчика злодеями. По информации «Прайм» ссылаясь на главу совета Государственной думы по денежному рынку Наталью Бурыкину, Мысль не будет сохранять инициативу о смягчении условия к банкам.
В настоящее время банки вправе вести следствие на протяжении 40 дней, и после этого все-таки отказать заказчику в покрытии денежных средств, если есть основания думать, что в краже денежных средств со счета виновен сам держатель карты.
Но по закону «О государственной платежной системе», вступающем в силу с 1 февраля 2013 года, банки будут должны на протяжении 24-х часов со времени хищения (незаконного списания) денежных средств покрыть заказчику все украденные у него средства до выполнения следствия. Другими словами заказчик не будет должен подтверждать банку собственную невинность.
Раньше Государственный платежный совет предлагал привнести в законопроект коррективы, по которым кредитные компании в случае неоднозначного списания средств с карт заказчиков будут должны вернуть до 3 тыс руб на карту на протяжении 24 часов. А возврат сумм более 3-х тыс руб предполагалось выполнять после следствия, на которое предоставляется от 14 до 30 суток. Но резонанса данная мысль в Государственной думе не обнаружила.
В то же время, представители кредитной промышленности полагают, что в случае принятия законопроекта в текущем виде, у нерадивых жителей будет искус имитировать хищения.
Оборона от жульничества — это тревога банков
«Оборона от жульничества при операциях с картами — это дело банков, в связи с тем что они управляют данными технологиями — полагает Бурыкина. — Отчего жители должны подтверждать, что они не виноваты, что у них своровали денежные средства и что они не верблюды? Есть очень много систем обороны — SMS-сообщения, банковские ключи… Мне маловразумителен данный предпосылку: давайте вы внесете в банк собственные средства, заплатите нам за использование кредитной картой, если у вас похитят денежные средства, то мы не виноваты».
При этом Бурыкина заметила, что в азиатских банках все выписанные средства, по которым появляются дискуссии, возвращаются заказчику на протяжении 24 часов, до завершения следствия.
«В РФ так вот реализуют карты по повышенным расценкам, а мы еще и должны рассчитываться за то, что они не в состоянии нас предохранить», — сообщила парламентарий.
Внедрение предельной планки в 3 тыс руб, представленное Государственным платежным ответом, так или иначе неприятность не постановляет, полагает генеральный директор департамента карт банка «Стройкредит» Владимир Тарико. При этом он не считает, что банки будут значительно «беспокоиться», если данную инициативу не поддержат на федеральном уровне.
Все дело в том, подчеркивает эксперт, что инициатива представляет из себя полумеру, попытку скрывать солидный вопрос: после входа в силу законопроекта о НПС банки столкнутся со стремительным подъемом жалоб со стороны заказчиков и злоупотреблениями с их стороны. «Это повлечет за собой особые операционные траты, потери, регулярные дискуссии и тяжбы, приумножавшие потери банков. И такое положение вещей невозможно поправить ограничением суммы транзакций, при которых банки по определению будут являться «виноватыми», — полагает Тарико.
Напоминаем, что в настоящее время в РФ работает напрямую обратная норма — покупатели банков, по картам которых происходит нелегальное отчисление денежных средств, де-факто оказываются виноваты в том, что у них своровали денежные средства. Хищение средств может случиться по различным основаниям, к примеру, уплачивали картой в Сети-интернет на веб-сайте, а веб-сайт открыли хакеры и своровали данные карт. Либо уплачивали картой в кафе либо баре, где карту у заказчика брали, а за этот период времени мошенники смогли скопировать (либо заснять) данные карты. Бывает, что ПИН-код карты держат совместно с картой, и при краже карты все денежные средства с нее очень просто снять в банкомате. При этом, если жульническая процедура происходит с внедрением ПИН-кода, то всегда изначально в ней виновен держатель карты, и эти процедуры опротестовать у банка нельзя.
Бесспорно, банки будут исполнять законодательство, каким бы оно ни было, и в случае если кредитные компании обяжут возвращать заказчикам средства практически «по звонку», то банки так и будут действовать, считает президент СМП-банка Ирина Уличных. Но и она находит, что при обсуждении этого вопроса, законодатель должен вслушаться и к мнению банковского общества, поскольку законодательный проект в том виде, в котором он есть в настоящее время, будет инициировать жульничество.
Чтобы избежать повышения обманов, Владимир Тарико полагает нужным отработать и прописать на законодательном уровне отчетливые аспекты и основы взаимодействия банка и заказчика, выразить обязанность обоих сторон, прописать порядок урегулирования неоднозначных случаев в случае неразрешенного списания средств с карты.
Валить на банки всю обязанность за войну с злоумышленниками ошибочно, считает Ирина Уличных. Покупатели к тому же также должны исполнять простые правила безопасности при использовании картами, дополняет она.
Если порядок взаимодействия банков и заказчиков не будет отработан и назначен в законе, банки начнут заниматься «самодеятельностью», для того, чтобы исполнять условия законопроекта, полагает Владимир Тариков. Согласно его заявлению, банки начнут заводить свои требования, увеличивать тарифы, и это не самым лучшим стилем скажется на заказчиках — и, как следствие, на формировании карточной инфраструктуры в стране. «Выйдет, что благородным держателям карт, которые сохраняют простые правила безопасности, надо будет «переплачивать» за тех людей, которые пишут собственный пин-код напрямую на карте», — констатируете кредитный эксперт.
Заместитель председателя совета Государственной думы по денежному рынку Юрий Исаев рассказал «Прайму», что опаски банков понятны, однако кредитные компании «должны выполнять работающий законопроект, а не пробовать его обогнать». Им необходимо цепче контролировать траты на карты, не сожалея средств на передовые системы обороны от жульничества. С его точки зрения, «принимая законопроект о государственной платежной системе, парламентарии выступили на стороне заказчиков, стараясь предохранить их интересы».